Prima pagină
 
Opera
  Poezie
  Eseuri, critică literară, atitudini
Dedicaţii
  Dedicaţii din cărţi
Documente
  Polemici
  Corespondenţă
  Scrisori oficiale
  Discursuri
  Diverse
Publicistica
  Articole, eseuri, discursuri...
  Despre Lupan
Imagini
  Fotografii
  Portrete, sculpturi
Înregistrări audio
  Discursuri, emisiuni radio
Înregistrări video
  Secvenţe din emisiuni, cronici
Repertoriu
  Biografii, cărţi...
 

Ultimele modificări
 
Căutare
Contact



� 2007-2013 familia Lupan
Ziarul "Sovetskaia Moldavia", Chişinău   02.02.1962
Pagină consacrată lui A.Lupan la 50 ani, articole, felicitare din partea USM, poezii
the original: (680KB)
Authors :
Ciobanu Ion Constantin - scriitor
Cocetcov Victor
Iliaşevici G - directorul ŞM 22 din Chişinău, prof de lit. mold.
updated: 2006-06-28 07:32:51



ПОЭЗИЯ БОРЬБЫ И ТРУДА
К 50-летию Андрея Лупана


Дорогой Андрей Павлович!

Писатели республики, все наши читатели горячо поздравляют Вас, замечательного мастера советской поэзии, с Вашим пятидесятилетием.
Тысячи читателей знают и любят Ваше глубоко народное творчество, тесно связанное с жизнью, стремлениями, борьбой советских людей за прогресс и коммунизм.
Дорогой собрат по перу!
Вы начали свою литературную деятельность еще в годы боярской оккупации, призывая всех людей доброй воли, всех эксплуатируемых и униженных к борьбе за освобождение Бессарабии от социального гнета, за уничтожение буржуазно-помещичьего строя, за создание новой жизни в родном краю. Вы боролись бок о бок с лучшими сынами и дочерьми нашего народа в рядах авангарда рабочего класса - Коммунистической партии.
После освобождения Бессарабии, в годы Великой Отечественной войны и в годы созидательного труда во имя великих социалистических преобразовании в нашей республике Вы всегда были в строю тружеников, поставив свой талант на службу великому и бессмертному делу марксизма-ленинизма.
Огромным успехом у читателей пользуются многие Ваши произведения - «Забытое село», «Переполох», «Лицом к лицу» и другие. Сборники стихов «Вступление в балладу», «Забава», «Мастер-созидатель», «Брат земли» являются крупным вкладом в молдавскую советскую литературу. Появление и постановка пьесы «Свет» ознаменовали начало нового этапа в развитии драматургии республики. Своими пламенными публицистическими статьями Вы день за днем беседовали с тысячами читателей.
Талантливый пропагандист великой русской литературы, Вы перевели на молдавский язык многие из произведений Пушкина и Некрасова, Горького и Маяковского, много работали по воспитанию молодых дарований.
От всего сердца желаем Вам, дорогой Андрей Павлович, доброго здоровья, долгих лет жизни и новых творческих успехов!

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ МОЛДАВИИ.

- - - - - - -- - - - - -

ВСЕГДА В ПУТИ

Ты вечно впереди
Сквозь все тревоги
Зовешь меня.
Но, издали маня.
Ты никогда не ждешь меня в дороге -
Ты каждый раз уходишь от меня.
Еще ты ни на миг не прерывала
Свой путь, свой бег,
И я помедлить не могу:
Едва с очередного перевала
Помашешь мне рукой -
И я бегу.
Твоя рука прекрасна
И сурова.
Кричу тебе вдогонку:
- Пожалей!
Висков моих коснись!.. -
А ты - ни слова.
Ты все спешишь,
Ты все спешишь.
И снова
Труднее путь,
И жажда тяжелей...

О, сколько б облака ни наплывали,
Труднее стань.
Мой трудный путь земной!
Не дай мне засидеться на привале,
Единственная избранная мной!
(Перевел Ю. Левитанский).

Эти строки взяты из стихотворения Андрея Лупана «Поэзия», весьма характерного для творчества поэта. Читатель найдет его в конце сборника стихов «Про нас»; оно, как отмечают критики, как бы подводит итог раздумьям автора о поэзии и говорит о его отношении к ней. Но сегодня, в день 50-летия А. Лупана и почти 30-летия его творческой деятельности, хочется высказать от сердца идущие слова о его щедром, поистине народном таланте, взращенном Коммунистической партией.
Было бы, кощунством произносить в этот день выспренние слова, к которым столь нетерпима поэзия А. Лупана, впитавшая в себя радость и горечь простых людей, их гнев и ненависть к угнетателям, их любовь и проницательность.
В давние лихие годы, когда бессарабские труженики влачили на себе ярмо гнета, когда кулак помещичьих законов был всесилен, поэт написал «Солнце», «Чудное село», «Оники», «Презренный Олимп», «Голодные когорты», «Кулай отвечает на суде», «Арест», «Засуху» и многие другие стихи, проникнутые непримиримостью к социальной несправедливости. Гнев и боль поэта настолько были сродни чувствам и мировосприятию обездоленных масс, что даже солнце в его стихах, казалось, не грело, а жгло, птицы покинули кодры, а весна не приносила земле обновления.

Солнце, солнце,
ты вновь пепелишь нас с утра.
Льется свет твой на нас, как враждебный дар,
Словно стрелы-лучи, словно - в сердце удар.
(Перевел М. Львов).

Раскаленным пером пишет поэт о засухе, о горькой крестьянской доле. Стихи Андрея Лупана надо читать одним дыханием - критический разбор их расчленяет и потому обедняет. В каждом стихотворении ощущается биение сердца поэта и клокотание многих сердец. Напоенное энергией слово не может быть сведено к обычному логическому понятию. Это слово попало в строфу после тщательного отбора, порою мучительных поисков и взыскательного самоконтроля.
Поэт сочетает в своих произведениях высокое вдохновение с кропотливой шлифовкой материала. Дар - нелегкая ноша. От нее не скрыться, не уйти. Она всегда с тем, кто ее несет, и никогда не дает покоя. Истинный талант неотделим от взыскательности. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Андрей Лупан, переиздавая свои сочинения, зачастую уже признанные читательскими массами, возвращается к ним и неустанно совершенствует их.
Высказывались мнения, что Лупан является поэтом деревни, певцом крестьянства. Не все соглашались с этим, мнения эти оспаривались - и по праву. Внимательное чтение его книг убеждает в том, что, несмотря на обилие произведений о деревне, мы не можем назвать Андрея Лупана «сельским поэтом». Не число стихов о селе определяет философию его творчества. И не число персонажей из среды крестьян, колхозников.
Случается, нередко критика хвалит того или иного автора за многообразие тем и сюжетов, за оперативные отклики на злобу дня. Но что это за отклики? Действительно ли они нам так «ко двору»? Тогда появляются оговорки: мол, автор что-то недостаточно глубоко отобразил, плохо поработал над формой...
Прочитав подобную книжку, ловишь себя на мысли, что не пережил описываемого события, не узнал о нем даже того, что может дать краткая газетная информация. Подобные книги как бы изобилуют пустотами, в них не отражена и не запечатлена сущность явлений, а лишь их внешняя оболочка.
В произведениях Андрея Лупана, пожалуй, может и не встретишь отклик на какое-либо событие, которое все мы - в том числе, наверняка, и поэт - пережили. Но в его стихах, согретых жаром сердца, читатель находит и свою биографию, и биографию страны.
Муза Андрея Лупана не обходит острых углов действительности. Больше всего чурается она того, что опошляет искусство, что лишено идейно-художественной значимости. Предназначение истинного искусства никогда не сводилось к тому, чтобы развлекать читателя. Поэзия должна учить его мыслить, дерзать, строить.
В стихах А. Лупана отразилась великая радость освобожденного молдавского народа, строящего новую жизнь. В поэме «Забытое село», написанной в 1940 году, поэт отчетливо разглядел не только прошлое, но и будущее:

А ты, на все глядящий удивленно,
Ты, мальчуган, что в рабстве был рожден,
Сын бедняка из бедняков - Иона.
Кем будешь ты тогда, малыш Ион?
Быть может, ты, дивясь своей же силе.
Комбайн иль трактор в поле поведешь,
А может быть, как прежде говорили:
«Ты в люди выйдешь,
От земли уйдешь...».
Дорог немало...
Добрую закваску
Дал парню честный, работящий род.
Быть может, вскоре бывшему подпаску
Хрусталь народной мудрости блеснет.
И новый лист ты впишешь в книгу знаний,
Немеркнущею славой осенен...
Сын батрака, кто может знать заране,
Кем будешь ты, босой малыш Ион!
(Перевел В. Бугаевский).

Былью стали предсказания поэта для тех, к кому он обращался двадцать два года назад. В ту пору герои А. Лупана - крестьяне - едва осваивали книжную премудрость, читали по складам. Наука давалась с трудом, на косовице куда легче! Но поэт верил в великое будущее этих людей, живущих над советским солнцем. Вся его поэзия, драматургия и публицистика неотделимы от радостей и забот трудящихся масс. Их он призывает к мужеству в годину испытаний - во время Великой Отечественной войны, бок о бок с ними участвует в возрождении городов и сел после войны, в строительстве новой жизни.
Беззаветно любя своих героев, идущих в ногу с эпохой, Лупан беспощаден к болтунам, лентяям, лицемерам, вроде Ипате, Эзопа.
Произведения поэта насыщены человечными думами и страстями и в то же время чужды мелких и случайных черт. Муза Лупана никогда не замыкалась в четырех стенах малого мирка и никогда не носилась со своими личными невзгодами.
С врагами поэт говорит мужественно и гневно, с друзьями - вдумчиво, метко, щедро. Ему претят трескучие пустопорожние слова. Ему не по нраву слепящий, но не греющий игрушечный бенгальский огонь. Он отбирает весомые и прочные слова, превращая их в слиток мысли. Он никогда не стилизовал фольклор, а, творчески используя его, переплавлял в подлинную поэзию.
Все творчество Андрея Лупана чрезвычайно конкретно и по темам, и по художественным деталям. Думается, не случайно большая часть его стихотворений сюжетна.
Стих его течет плавно, как поток крупных золотистых зерен пшеницы. Ритм его то медлителен и величествен, то боек и задорен. Но главное - сквозь художественную ткань всегда проступает образ человека с самыми существенными его чертами - трудолюбием или ленью, мудростью или глупостью, доблестью или подлостью. Все это, разумеется, собрано не ради коллекции. Нет, все имеет свой смысл, все воплощено в образы и типы, приобретающие общественное значение.
О многих стихотворениях Андрея Лупана можно было бы написать пространные литературоведческие работы, которые стали бы подлинной творческой школой для начинающих авторов, увлекательным пособием для учителей и школьников. Это сделает критика. Филологи найдут в его стихах искрометные мысли, выраженные в необычайно метких фразеологических конструкциях, найдут десятки поговорок, афоризмов, которым суждена долгая жизнь, отметят великолепное знание живой, самобытной, народной речи, творческое отношение к ней.
Я умышленно ничего не сказал о биографии поэта, не отметил, где и когда он родился, какие учебные заведения окончил, где сражался и работал - ведь вся биография поэта в его стихах. Товарищи по работе и борьбе знают его как бывшего подпольщика в пору боярской оккупации, как человека большой души, справедливого и беспощадного к косности.
Перечитывая его произведения, мы еще раз убеждаемся, что творчество Андрея Лупана озарено немеркнущим светом марксистско-ленинских идей.
Мы, писатели, многим ему обязаны. В течение многих лет возглавляя Союз писателей Молдавии, он каждому из нас помог в свое время советом, дружеским участием. Забота о нас, чтение наших произведений отрывали его от работы над собственными стихами, многие из них, вероятно, так и остались ненаписанными.
Нет в республике начинающего автора, который не получил бы от него поддержки, совета, ободрения. Лишь щедрому таланту дано быть чутким и одновременно взыскательным к молодым дарованиям, выходящим из народа, и ставить их на службу народу.
Обычно в торжественные дни юбилярам говорят, что они молоды и цветущи. Но Лупан слишком проницателен и реалистичен, чтобы поверить этому. В этот день хочется сказать ему иное: ваш талант молод, ваши силы в расцвете, они живут в написанных вами книгах и в тех, которые вы еще напишете, они живут в наших книгах и в сердцах тысяч читателей.

Ион К. ЧОБАНУ

- - - - - - - - - - - - -

ХОРОШИЙ СОВЕТЧИК

Творчество Андрея Павловича Лупана уже давно полюбилось читателям. В своих стихах, в поэме «Забытое село», пьесе «Свет» он в глубоко художественной форме говорит о наиболее примечательных событиях в жизни молдавского народа, показывает то новое, что принесла Молдове Советская власть. Не удивительно, что и «Забытое село», и «Свет» включены в программу молдавских средних школ. И надо видеть, с каким интересом и с какой любовью изучаются они учителями и учащимися. Да иначе и быть не может. Произведения поэта как бы воспроизводят во всей полноте и красочности памятные страницы истории молдавского народа.
Но Андрей Павлович не только наш наставник. Он настоящий друг педагогов и учащихся. Мне хорошо запомнилось выступление писателя на V сессии Верховного Совета СССР, депутатом которого он избран народом. Он говорил о трудностях, которые еще испытывают наши учебные заведения, о необходимости быстрейшей ликвидации многосменности занятий, о расширении школьного строительства.
А частые встречи А. П. Лупана с педагогами и учащимися, его активное участие в создании и переработке школьных хрестоматий по молдавской литературе... Это ли не действенная конкретная помощь нам, работникам просвещения, это ли не подлинная забота о развитии народного образования!
Да, таким и должен быть настоящий советский писатель - «инженером человеческих душ», активным участником нашей общей борьбы за расцвет духовной жизни народа, за построение светлого коммунистического общества.

Г. ИЛЬЯШЕВИЧ,
директор Кишиневской средней школы N 22, преподаватель молдавского языка и литературы.

- - - - - - - - - - - -

К СЕРДЦУ СОВРЕМЕННИКА

Поэзия - окно в жизнь. В ином окне виден лишь крошечный уголок мира с голубым осколком неба, с узенькой в блестках росы тропинкой, с меланхоличным шелестом деревьев. Поклонники так называемой «интимной» лирики предпочитают именно такие оконца.
Но есть другие окна. Они распахнуты в большой, кипящий страстями мир, населенный тысячами людей омытый солнцем и ливнями. В этом мире идет настоящая, а не придуманная борьба.
Поэзия Андрея Лупана - это как раз и есть окно в такой большой мир. Любителю «лирических кружев» стих Лупана покажется слишком простым и земным, зато человеку, «обдумывающему житье», он дает великолепный материал для раздумий.
Говорят, слово - переводчик сердца. Лупан точно назвал то сердце, которому он адресует свои строки. Это - умное сердце его современника.

Этот стих нелегкой бодрости
Издалека вызван тобой...
Как плугарь, к тебе тянет
борозды с верой и правотой.

Книга Лупана - поэтическая биография той «забытой деревни», которая, пройдя сквозь мрак и нищету старого быта, изведав тяготы фашистской оккупации, вышла на дорогу новой, советской жизни.
Лупан не одевает свой край в пестрые одежды экзотики. Главный герой его поэзии - человеческий труд. Читая стихи, слышишь терпкий запах степного суглинка и горечь полынного поля, видишь мозолистые руки труженика и медный блеск загара на его лице.

О том лишь только хлопочу,
Того лишь только и хочу,
Чтобы с другими наравне
Досталось полностью и мне -
И на руке тугой мозоль,
И на спине крутая соль,
И та усталость, что меня
Валила на исходе дня...
Вот сердце, все мое добро
И золото и серебро.

Свою последнюю книгу на русском языке поэт назвал «Про нас». Это характерно для Лупана. Он не склонен, как это делают некоторые ретивые «скалолазы» Олимпа, видеть в призвании поэта что-то чрезвычайное.
Для русского читателя поэзия Лупана представляет двойной интерес. Помимо того, что мы открываем для себя нового, яркого поэта, мы еще открываем новую поэтическую страну. Поэт расширяет границы нашего познания Родины. Как Межелайтис делает это в отношении Литвы, Рыльский и Сосюра в отношении Украины, Турсун-заде в отношении Таджикистана, Мустай Карим в отношении Башкирии, так Буков, Лупан и их соратники по перу делают это в отношении Молдавии.
Исполненная мужественности и убедительности, народная в лучшем смысле этого слова, поэзия Лупана год от года завоевывает все больше и больше читателей. Поэт нашел верную дорогу к сердцу своего современника, открыл тот «секрет», который делает поэзию нестареющей. Впрочем, об этом секрете лучше всего сказал он сам в обращении к поэзии:

Благодарю за вечную тревогу,
За то, что, верность высшую храня,
Вела меня, звала меня в дорогу,
Но не ждала из жалости меня.

Виктор Кочетков

- - - - - - - - - - - - -

Солдат великой армии мира

Публикуемый нами рисунок Андрея Лупана взят из «Литературной газеты» за 24 июля 1958 года. Он сделан чехословацким художником А. Гофмейстером в памятные дни заседания Всемирного конгресса за разоружение и международное сотрудничество, проходившего тогда в Стокгольме. В составе советской делегации, включавшей таких видных мастеров советской литературы, как Алексей Сурков, Николай Тихонов, Илья Эренбург и других, находился и молдавский поэт Андрей Лупан.
Поездка в Стокгольм для участия в работе одного из самых представительных совещаний посланцев миролюбивых народов, гневно поднявших свой голос против угрозы новой войны, - не единственное значительное событие в биографии Андрея Лупана - видного общественного деятеля страны. Как член советской группы Межпарламентского союза, он до этого, скажем, принимал участие в работе сессии, состоявшейся в сентябре 1957 года в Лондоне. Выступая с трибуны, он от имени советской делегации сказал: «Люди не должны изучать демократию в музеях, они имеют право требовать и требуют ее в больших и малых делах общественной жизни. Разве есть среди нас такой человек, который не знал бы, что сегодня первая забота наших избирателей - это забота о судьбе мира, об устранении опасности новой войны».
Лондон, Стокгольм, Вена, Хельсинки, поездка по городам Федеративной Республики Германии... Всюду встречи с видными деятелями культуры, с простыми тружениками - борцами за мир. Всюду горячие дискуссии, дружеские беседы, большая плодотворная работа, направленная на то, чтобы развеять туман лжи, измышления буржуазной пропаганды, чтобы донести до сердец простых людей правду о великой Стране Советов - самой миролюбивой стране планеты. И в первых рядах великой армии мира идет ее верный солдат - молдавский поэт Андрей Лупан, отдающий все свои силы весь свой талант служению народу.