Prima pagină
 
Opera
  Poezie
  Eseuri, critică literară, atitudini
Dedicaţii
  Dedicaţii din cărţi
Documente
  Polemici
  Corespondenţă
  Scrisori oficiale
  Discursuri
  Diverse
Publicistica
  Articole, eseuri, discursuri...
  Despre Lupan
Imagini
  Fotografii
  Portrete, sculpturi
Înregistrări audio
  Discursuri, emisiuni radio
Înregistrări video
  Secvenţe din emisiuni, cronici
Repertoriu
  Biografii, cărţi...
 

Ultimele modificări
 
Căutare
Contact



� 2007-2013 familia Lupan
  1965
art. "Sinceritatea chemătoare a poetului" /rus. "Zovuşaia iscrenosti poeta"/ de A.Lupan despre S.Esenin, "Îl iubesc pe Esenin" /rus."Liubliu Esenina"/ de Gr.Vieru
the original: (277KB)
Authors :
Lupan Andrei - scriitor, preşedinte al Uniunii Scriitorilor din Moldova(1946-1955; 1958-1961)
Vieru Grigore - poet
updated: 2007-04-17 00:08:01



Зовущая искренность поэта

Много лет назад - в тридцатые годы здесь, в Кишиневе, я впервые читал стихи Сергея Есенина. Для меня и для моих товарищей это была встреча, обозначавшая нечто более глубокое и значительное, чем то, что может выразить слово читали. Мы окунулись в его поэзию, обнаруживая свою близость к ее мятущейся искренности.
В бурном водовороте жизни мы оказались связанными с поэтом не только стихами, но и другим - сложным ощущением человеческой драмы. Один товарищ, помню, сказал даже, что у Есенина болит жизнь. Эту боль чувствовали и мы, и, возможно, она ощущалась всюду, где звучал его стих. Он стал нашим как голос разбуженной непримиримой человеческой искренности среди жизненной путаницы и литературных условностей. Для нас это тогда что-нибудь да значило! И потом меня не покидало то первое чувство, которым я и теперь проверяю себя перед своей юностью. Сложно и противоречиво принимал поэт новую эпоху, обнажая свою жадную до добра и человечности душу как перед великим обновлением.
Признаюсь, что намного позже мне пришлось сопоставить нашу ревностную привязанность поэту с той критикой и теми густыми комментариями, которыми сопровождали обычно его произведения. Не берусь разбирать эти критические комментарии. Конечно, в очень сложном сплетении яркой поэтической индивидуальности и революционных событий раскрылся редчайший талант, «подмастерья» и верный сын «народа языкотворца». Но все время я старался выяснить: откуда шло то глубокое признание и любовь к поэту, которые охватили читателей по всему свету и которые остаются неизменным для нас. Почему трепещет душа, когда повторяешь строки из «Анны Снегиной», «Руси Советской» и очень многих его беспокойных, щемящих стихов?

Ты запой мне ту песню,
что прежде
Напевала нам старая
мать.
Не жалея о сгибшей
надежде,
Я сумею тебе подпевать...
Ты мне пой. Ведь моя
отрада -
Что во век я любил
не один
И калитку осеннего сада
И опавшие листья
с рябин.

Это - грустно, обращено в прошлое? Для меня оно жизнеутверждающе, оно захватывает жгучим чувством жизни и Родины. Из первых стихов, прочитанных мною, помню один, который почему-то особенно связался с моим пониманием поэта.

Знаю я, что не цветут
там чащи,
Не звенит лебяжьей
шеей рожь...
Знаю я, что в той стране
не будет
Этих нив, златящихся
во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною
на земле.

В поэме «Миорица» любимый герой молдавского фольклора стоит перед смертью с потрясающим чувством жизни и любви к своим полям, песням, к своему звездному небу и к своим трудам. В нашем эпосе это - одна из самых глубоких баллад о жизни и о бессмертии человека. Стихи Сергея Есенина имеют для меня такой же смысл и звучание. Признаюсь, что всегда, когда встречаю летом колосистые просторы наших холмов, в моей памяти неизменно рождается тот вечер и то чувство, которое я открыл, когда впервые читал «...звенит лебяжьей шеей рожь».
Из этого, яснее, чем из комментариев, я понимаю, откуда родилось наше признание поэта. Мы находили в нем прежде всего трепетное, всегда живое чувство Родины и нерасторжимую связь с жизнью ее людей. Социальные факторы, которые влияли на поэта, были невероятно сложными. Сложным был его характер, который метал его по жизни. Но это был уникальный талант, неповторимая поэтическая индивидуальность, которая билась в драматических сплетениях жизни народной.
В его поэзии проносились и стонали особой болью великие противостоящие ветры времени. И они действовали не на случайного человека. Они встретились с творцом народной песни, обнажив звенящую искренность его голоса и глубокие истоки его творчества, выросшего из самых недр земли Российской. Поэтому и приобретают особую драматичную остроту близкие образы этой земли - поля с березами, небо, реки и все то живое, что полюбилось ему.
Но особенно убедительны и понятны сегодня люди, о которых он писал. Среди них ярко живут те, которых он принял особым чутьем исторического обновления, - люди новые, приходящие, утверждающие. Те, которые его читали, читают и будут читать с растущей человеческой любовью.

Андрей ЛУПАН.

- - - - - - - - - - - - -

ЛЮБЛЮ ЕСЕНИНА

О больших поэтах (так же, как и о плохих) всегда трудно говорить. Сергей Есенин - великий поэт, и каждое слово о нем дается мне нелегко. Не хочется повторять других, а свое, сокровенное не всегда удается облечь в нужные, достойные его гения слова.
Я постоянно перечитываю его. В числе моих настольных книг - Еминеску, Аргези, Лорка - тома Есенина. Мне очень недоставало его. Я слышал о нем еще в школе, но познакомиться с его поэзией тогда не довелось. Не удалось и позднее, на первых курсах института. Его замалчивали, мотивируя это чрезмерной грустью, которой проникнуто якобы почти все написанное им.
В библиотеке нередко можно видеть читателей, возвращающих веселые, кажется, книги. А глаза у них при этом почему-то грустные. Другие возвращают томик Есенина, прося другую книгу того же автора взамен. И у них просветленные, ясные глаза.

Григоре ВИЕРУ.