Prima pagină
 
Opera
  Poezie
  Eseuri, critică literară, atitudini
Dedicaţii
  Dedicaţii din cărţi
Documente
  Polemici
  Corespondenţă
  Scrisori oficiale
  Discursuri
  Diverse
Publicistica
  Articole, eseuri, discursuri...
  Despre Lupan
Imagini
  Fotografii
  Portrete, sculpturi
Înregistrări audio
  Discursuri, emisiuni radio
Înregistrări video
  Secvenţe din emisiuni, cronici
Repertoriu
  Biografii, cărţi...
 

Ultimele modificări
 
Căutare
Contact



� 2007-2013 familia Lupan
  28.07.1985
Scrisoare în legătură cu interogatoriul neoficial la USM de către procurorul Didîc cu intenţii provocatoare la adresa oamenilor de cultură
the original: (171KB)
Author :
Lupan Andrei - scriitor, preşedinte al Uniunii Scriitorilor din Moldova(1946-1955; 1958-1961)
 
Recipients :
Grosu Simion C. - prim secretar PCM (1980-1989)
Smirnov V.I. - Secretarul 2 a CCM
Petric Pavel - secretar CC PCM
Marcov Gheorghii - preşedinte US URSS
updated: 2007-04-15 17:29:26



ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КП МОЛДАВИИ
тов. ГРОССУ СЕМЕНУ КУЗЬМИЧУ

ВТОРОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КП МОЛДАВИИ
тов. СМИРНОВУ ВИКТОРУ ИЛЬИЧУ

СЕКРЕТАРЮ ЦК КП МОЛДАВИИ
тов. ПЕТРИКУ ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ

ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР
тов. МАРКОВУ ГЕОРГИЮ МОКЕЕВИЧУ

Как известно, в республике идет разбор уголовного дела группы взяточников и расхитителей крупного масштаба /Вышку и другие/. На днях прокурор тов.Дидык вызвал меня в Союз писателей МССР, где уже был тов.Боцу П.П. и после маленькой информации оформил документ, который наверно можно назвать протоколом допроса. Прокурор поставил нас в известность, что дело взяточников и расхитителей принимает политический характер: они, по его словам, приступили к созданию какой-то политической организации националистического толка и пытались распространять листовки. Адресатами были намечены писатели Лупан, Боцу, Виеру. Мне был задан вопрос, не получил ли я такие листовки. Ответ - нет, я их не получал, а из этих людей никогда ни с кем не сталкивался. На протоколе дописал своей рукой, что в этом факте вижу очередную гадость, затеяную вокруг меня неизвестными "доброжелателями".
Это началось еще в 1949 году нашумевшей статьей "До конца искоренить буржуазный национализм в молдавской литературе". Эта статья тогда же была осуждена Центральным Комитетом КП/б/ Молдавии. Разобраться в этом деле помог Центральный Комитет ВКП/б/ и руководство Союза писателей СССР с тов. А.А.Фадеевым во главе. Принципиальная поддержка Партии всегда помогала нам, писателям республики, разобраться в самых тяжелых проблемах жизни и творчества. А также распутать иногда очень мутные и очень склочные казусы.
На протяжении всей своей работы по руководству нашей писательской организации я часто вынужден был сталкиваться с разными людьми в острых, иногда прямо бурлящих спорах. Но я заявляю, что никогда не делал этого без острой принципиальной необходимости. Однако мне пришлось встретиться и с недобросовестными людьми, которые выше всего ставили свои корыстные расчеты. Такие люди думают только об одном, как бы приблизить и втянуть тебя в лавочку их интересов. Если ты несговорчив, да еще пытаешься мешать им, тогда держись. Возненавидят и если они имеют силы тебе не сдобровать. Так случилось и со мной.
Хотя Партия и Правительство меня поддерживали, поручая очень сложные, ответственные участки работы, с другой стороны определенные группы и лица, иногда очень сильные, облеченные властью, преследовали меня с неусыпной злостью. В исключительно тяжелые моменты я вынужден был обращаться в вышестоящие партийные инстанции и всегда находил внимание и принципиальную поддержку. Подчеркиваю: делал я это всегда только в крайних случаях, не желая обременять руководство нашими бесконечными расприями.
Теперь уже я давно на пенсии, меня величают ветераном, даже патриархом, а старое продолжается. Теперь кому-то надо записать меня в потенциальные сообщники взяточников: нет, конечно не как уголовника, а как политического новобранца. Делают протокол и говорят, что меня защищают. Такая форма "защиты" сопутствует моей работе с давних пор. Я прилагаю здесь для ЦК КПМ ряд документов, из которых видно, что мои утверждения во всем реальные и очень крепко связаны с фактами нашей местной жизни. Уверен, что для наших сегодняшних дел они многое могут прояснить.
По твердой традиции групповщины, в разгар сложных и острых проблем, определенным людям очень нужно чтобы я был "меченый". Да так, чтобы многие были ошеломлены до потери здравого смысла.
Как писатель-коммунист я должен и хочу выступать по острым и важным вопросам нашей жизни. Были бы только силы и умение. Ведь Партия нас призывает к этому. А сколько перед нами проблем трудных и даже болезненных, от которых писателю нельзя уйти! Мы всегда должны воспитывать в себе чувство долга и ответственности за то что пишем. От острых тем я никогда не прятался, хотя главной для меня остается поэзия созидания и красота советского человека.
А как мне быть теперь? Писать с оглядкой, не перекликнусь ли я с пресловутыми листовками? Или с какой-нибудь другой провокацией? Не разжигается ли который уже раз психоз неблагонадежности вокруг меня и моих товарищей-писателей?
Я убежден, что защищать нас надо в первую очередь от этого пагубного психоза. Это в интересах всей нашей советской литературы.

28 июля 1985 г.

Писатель /Андрей Лупан/