Prima pagină
 
Opera
  Poezie
  Eseuri, critică literară, atitudini
Dedicaţii
  Dedicaţii din cărţi
Documente
  Polemici
  Corespondenţă
  Scrisori oficiale
  Discursuri
  Diverse
Publicistica
  Articole, eseuri, discursuri...
  Despre Lupan
Imagini
  Fotografii
  Portrete, sculpturi
Înregistrări audio
  Discursuri, emisiuni radio
Înregistrări video
  Secvenţe din emisiuni, cronici
Repertoriu
  Biografii, cărţi...
 

Ultimele modificări
 
Căutare
Contact



� 2007-2013 familia Lupan
  23.03.1948
art. "În oglinda strâmbă" (despre culegerea de poezii A.Lupan)
the original: (461KB)
updated: 2007-04-15 14:29:27



Критика и библиография

В кривом зеркале

О сборнике стихов А. Лупана*)

Тема социалистического переустройства молдавского села стала ведущей темой нашей литературы. Ей посвящены рассказы И. Канна, И. Чебану, Я. Кутковецкого, стихи Ем. Букова, Б. Истру, Л. Корняну, П. Дариенко и других. Прозаики и поэты стараются отобразить в своих произведениях огромные перемены, которые произошли и происходят в молдавской деревне. Долг писателей - правдиво и ярко показать, как бедняцкая и середняцкая масса крестьянства, убедившись в преимуществах колхозного строя, в его силе и жизненности, смело об'единяется в сельскохозяйственные артели, строит свою жизнь по-новому. В результате огромной воспитательной и организаторской работы партийных и советских органов в западных районах Молдавии - в Бессарабии уже создано более 400 новых колхозов.
Из темного, забитого, нищего молдавское село становится богатым и культурным. Ликвидируется неграмотность и малограмотность среди взрослого населения. В опрятных и просторных клубах звенят радостные песни. В хатах вспыхивают лампочки Ильича. Крестьяне слушают по радио Москву. Навеки освобожденный советской властью от ига румынских бояр, крестьянин-молдаванин растет политически и культурно, становится активным строителем новой жизни. И село меняет свой облик. Открываются новые школы, клубы, больницы. Наши писатели создают произведения, посвященные всем этим событиям, меняющим быт и жизнь молдавского крестьянства. Всем ли из них удалось это сделать? Все ли они увидели то новое, что принес советский строй молдавской деревне?
В 1947 году вышел сборник стихов А. Лупана, почти целиком посвященный нашему селу. Несомненно, А. Лупан - один нз серьезных поэтов Молдавии, требовательный и взыскательный в отношении технической отделки стиха. Его произведения, опубликованные в альманахе и других изданиях, занимают не последнее место на полке читателя. Но и требования к нему нужно пред'явить более высокие, чем к молодым литераторам. Рассмотрим, как же А. Лупан в поэтических образах отображает жизнь, быт и труд советских людей.
Тов. Лупан в некоторых своих произведениях говорит об историческом пути, пройденном молдавским народом. Долголетняя румыно-боярская оккупация, освобождение в 1940 году, фашистское нашествие, Великая Отечественная война, великая победа, послевоенные годы мирного созидательного труда.
Порой в стихах звучат искренние ноты. Большой патриотической страстностью и ненавистью к врагу проникнуто стихотворение: "Проходят убийцы". В некоторых произведениях чувствуется благотворное влияние богатейшего молдавского фольклора, поэт умело пользуется живым диалогом.
Однако, закрыв сборник А. Лупана, читатель задумается: каким встает молдавское село из стихов поэта? Сумел ли автор увидеть сегодняшнюю деревню и огромные радостные изменения, которые там произошли? Показал ли он нового человека, его душевное богатство, его животворный патриотизм?
В стихотворениях "Забытое село", "Новая осень" автор повествует о тяжких страданиях народа во время длительной румынской оккупации. Крестьяне (и не только крестьяне) страдали от жестокой эксплоатации, от национального и социального гнета. И народ глядел на Восток. Он верил в свое освобождение. Но эта вера не была пассивной. Молдавский народ боролся. Он восставал против оккупантов. Об этом свидетельствуют Хотинское, Татарбунарское и многие другие восстания, которые были потоплены румынскими боярами в море крови. Народ никогда не смирялся. Об этом в стихах Лупана не сказано ни слова. Народ в них страдает, но остается пассивным, безропотным. Это исторически неверно.
Но вот из-за Днестра пришла Красная Армия - освободительница. Народ зажил свободной и радостной жизнью. Через год началась война. Все советские люди под водительством великого Сталина поднялись на защиту своего Отечества. Война окончилась нашей победой. Страна приступила к восстановлению разрушенного хозяйства. Из пепла и руин встают города и села, вырастают новые дома. На стройках послевоенной пятилетки героически трудятся советские патриоты. Вернулись в родные места демобилизованные воины. В стихах А. Лупана в деревню возвращается аист ("Весна"). Здесь прошла война. Враги спалили село. И вот на месте пожарища аист замечает одного только Иона, который "с молоточком в руках" восстанавливает свой дом. Когда Ион увидел аиста:

Его охватили жалость я стыд
И он горестно повел плечами:
- Прости, что не все еще готоводля тебя,
Но завтра я обязательно кончу...

Аист увидел только Иона - демобилизованного воина, одинокого, печального, покинутого. Но ведь не так же выглядит восстановление наших сел. Чтобы быстрее возродить разрушенное хозяйство, государство отпустило денежные кредиты, огромное количество материалов на строительство жилых домов и культурно-бытовых зданий. Советское правительство и коммунистическая партия проявляют отеческую заботу о людях, окружают исключительным вниманием демобилизованных воинов. В стихах, посвященных послевоенной молдавской деревне, автор увлекся надуманным символом и не отразил подлинную действительность. Он даже не заметил коренные социалистические преобразования, которые осуществляются у нас под руководством партии. Сколько бы ни искали, вы не найдете в его стихах слово "колхоз". Сборник не затрагивает тему коллективизации и ни в какой степени не отражает картины новой колхозной жизни.
В стихотворении "Лицом к лицу" автор пытается показать борьбу старого и нового. Но как он это сделал? Наступает весна. Георге пашет плугом. Его волы Флорян и Жоян медленно шагают по целине. Поэт находит яркие краски для описания этого тихого ясного утра.

Мне очень нравится
Этот вид пашни
И -спокойствия...
думает Георге.

Но вдруг слышится гром и появляется "огромное видение" - трактор из совхоза. Тракторист, шутя, говорит Георге: "Не обменяешь ли свой плуг на мой?". Но Георге хочет раньше испробовать это "видение". Трактор в пять минут описывает круг и вспахивает половину надела Георге. Тогда тракторист спрашивает:

Видел, Георге, такое дело?
Что скажешь,
Хорош он или нет?
Георге молчит и ласкает


Подбородки волов
И задумчиво глядит
То на них, то на трактор.

Георге, почесав чуприну, размышляет, какой же путь ему избрать: путь коллективного хозяйства с новой техникой, высокой культурой, который здесь как бы символически представлен трактором, или старый путь индивидуального хозяйства. Крестьянин долго думает и потом отвечает:

Тогда, гм, что тебе сказать:
Твой инструмент очень хорош,
Твоя вспашка избранна,
И ты чудодей...
Но мы-то остальные...
Гайда домой:
Хэйс Жоян,
Ча Флорян.

Победа нового, прогрессивного, развивающегося над старым, отмирающим - это диалектическая закономерность, подтвержденная многократно современной действительностью. Художник, стоящий на позициях социалистического реализма, показал бы торжество нового, отобразил бы его победу над старым и раскрыл бы перспективу роста и развития нового. А. Лупан в противовес принципам социалистического реализма, не считаясь с законами логики, отправляет крестьянина домой по старому пути вместе "с остальными", решившими трудиться на своих клочках земли при помощи плуга и волов.
Но кто же эти "остальные"? Они могут быть только горсткой кулаков и распропагандированных ими крестьян, которые по своей малосознательности еще не вступают в колхоз, но которые рано или поздно поймут, что кулаки - их злейшие классовые враги и провокационным слухам их верить нельзя. Странно, что автор не заметил десятки тысяч крестьян, которые с огромной радостью вступают в сельскохозяйственные артели, а увидел не типичного одиночку.
Что еще увидел автор в селах послевоенной Молдавии? Заметил ли он новые школы, клубы, избы-читальни, кружки по ликвидации неграмотности и малограмотности, женщин - активисток, комсомольцев-энтузиастов... Нет, ничего этого вы в стихах Лупана не найдете. Глубокие перемены, происшедшие при советской власти, не нашли отражения в произведениях поэта.
Но вот читатель останавливает свое внимание на стихотворении "Переполох". Оно посвящено благородной теме - заботе советского государства о матерях и детях. Как автор трактует эту тему? Торжественное событие - присвоение звания "Матери-героини" многодетной крестьянке Грэкине превращается под пером автора в переполох.
Однажды вечером Грэкине выходит из хаты. Кто-то ее таинственно окликает. Оказывается, это председатель сельсовета. И тут же у калитки они начинают шептаться. Председатель не нашел другого места для важного и серьезного разговора, как только у калитки. Муж Грэкины, "бедный Танасэ" подозрительно посматривает в их сторону и бегает

То на двор, то в хату
Сердится.
Удивляется.
Вздыхает в хате,
Досадует
Раздражается:
Что у них, что они стоят у ворот?
Надувает он грудь
И пошел прямо на них,
Двигая локтями,
Как всякий разгневанный человек.
А Грэкине:
- Нельзя,
Беги отсюда, это "секрет".
Вот чудеса,
Что это такое?
Неизвестно...
Он снова выругался.
Плюнул с досадой в ладонь
И сказал:
Вот возьму я дубину...

Было бы вполне естественным, если бы Грэкине поделилась с мужем своей большой радостью. По воле автора, она скрывает это необыкновенное событие. Муж опять угрожает побить ее. Но Грэкине уезжает в Кишинев. По селу распространяется слух, что она бросила Танасэ. Он становится посмешищем села. Поэт изобразил Танасэ, хорошего молдавского крестьянина, человеком примитивным и глупым, а многодетную мать превратил в легкомысленную девчонку. Кончается это стихотворение откровенной пошлятиной. На четвертый день Грэкине возвращается с орденом на груди. Крестьяне устраивают пир.

А все женщины.
Вы ведь знаете, какие они злые(?!)
Какие завистливые(?!)
Начали что-то вроде ссоры.
И мы хотим иметь награду!

Каждое новое награждение замечательных советских женщин превращается у нас в радостный праздник. Вместо того, чтобы обрисовать это событие тепло, задушевно, светлыми красками, автор увидел в нем только "переполох", только тему для рифмованного анекдота.
Вот и все, что автор увидел в советском молдавском селе. Остается только пожалеть политически близорукого автора. Фальшивые ноты звучат в его поэзии. Не по тому пути, по которому следовало бы, направлено его творчество. Долг советского писателя - воспеть новое, передовое, растущее и развивающееся, направить стрелы своей сатиры против пережитков старого буржуазного строя, мешающих делу социалистического строительства.
В сборник почему-то включен отдельный цикл "Гнездо гадюк". Ознакомившись с ним, читатель недоумевает. Что это такое? О чем здесь пишет автор? Первое произведение цикла неизвестно по какой причине называется "Басня". Она начинается так:

В одном селе возле Днестра
Фриц и Гицэ
Отправились воровать.
Мне кажется, что все ясно.
Гости оказались жадными
И с длинными руками.
Фриц-немец,
Гицэ-румын.
У немца был свой план
И он его сообщил румыну:
- Постараемся достать, пока не светло,
Муку и сало,
Испечем булки
И сладкие лепешки.
Скушаем их,
И ляжем спать.
- Гут?
- Гут.
Сделали...

Не станем останавливаться на поэтических достоинствах этого произведения. Подумаем о его содержании. Странные какие-то эти Фриц и Гицэ. Они скорее похожи на мелких воришек, чем на кровожадных убийц-фашистов. Неужели фашисты ждали ночи, чтобы украсть немного муки для того, чтобы "испечь булок". Гитлеровские разбойники и головорезы Антонеску рыскали, как шакалы, в наших городах и селах, врывались в дома, беспощадно грабили, жгли, насиловали, убивали советских людей. Поэт упрощает, рисуя коварного и сильного врага тихим, слабым и кротким. Вот как он описывает в другом стихотворении одну из величайших битв мировой истории, в которой решалась судьба человечества:

Гитлер и Антонеску
Посоветовались друг с другом
Повести свои банды в Сталинград.
Так как там хорошее место для зимовки.
Там им по праву разделили
Различные блюда:
Падаль лошадей для немцев,
А для румын - кошки и крысы.
И так они беспрерывно пировали:
Мерзли. Дезертировали.
Пока они крикнули "капут" и сдались.
Потом остальные бандиты,
Битые и подвергнутые издевательству(?!).
Вспомнили о доме,
И убежали.

При таком поведении немцев не могло быть никакого сражения. Видите ли, в изображении А. Лупана, немного побитые гитлеровцы, прорвавшиеся к берегам Волги, образумились, вспомнили о доме и сами либо сдались в плен, либо убежали. Но это - откровенная клевета на Советскую Армию, разгромившую лучшие отборные войска Гитлера. Если автору неизвестно, то следует напомнить, что противник сосредоточил под Сталинградом лучшие отборные части пехоты, танков и авиации. За сто дней немцы произвели семьсот атак. Кроме 6-й армии Паулюса, здесь была еще 4-я танковая немецкая армия, с флангов наступали 8-я итальянская армия и ряд румынских дивизий. Противник ежедневно бросал на город тысячи самолетов. Лавина немецких войск оказалась бессильной сломить Сталинград. Советские богатыри стояли насмерть у берегов Волги и сдержали бешеный натиск врага. Никогда не померкнет в веках слава доблестной Советской Армии, окружившей и уничтожившей трехсоттысячную немецкую армию. Зачем же А. Лупан изобразил немецкие войска бандой трусливых и придурковатых воришек, которых могли разогнать десять милиционеров? Такой трактовкой темы Сталинграда автор обедняет, принижает и ослабляет героический подвиг Советской Армии и то всемирное значение, какое имела великая Сталинградская победа.
Несколько слов о форме поэтического творчества А. Лупана. Стихи советского поэта должны быть ясными, понятными, доходчивыми. У нас поэт пишет не для горстки эстетов, а для всего народа. В некоторых произведениях автора сборника видна печать формализма. "Источнику детства", "Стража", "Вступление в балладу" и другие стихи неясны, много в них псевдоромантических туманностей, нечетких образов, зашифрованных мыслей. Что означает например:

И в лампадку твоего молчания, не швырнули
Черным камнем гранита.?
Или:
Таким был наш образ, запутанный в капризах
И беглое нетерпение
Для нашей радости растрепанная птица была всем.
Каменный век человека был ничем.

Как все это может вместиться в человеческое понятие?
В сборнике имеются и такие стихи, как "Октябрь", "Сталинские соколы". Но в них много холодной риторики, громких пустых фраз. Слова не согреты страстным чувством, душевной теплотой. Поэтому они не волнуют, не трогают читателя.
Сборник заканчивается стихотворением-обращением "Слушайте, что я вам скажу". Автор рассказывает о том, как "кэпкун" (то-есть боярин, помещик) эксплоатировал и угнетал при помощи жандарма и перчептора молдавских крестьян.

Но однажды мы ему сказали:
Иди к черту, мироед!
И мы дали ему переполоха,
Дубинкой и веником
До сорного ящика.
И с тех пор, вот, пожалуйста,
Видишь, как мы себя хорошо чувствуем.
Живем свободно и работаем:
- За это благодарим.

Кого благодарим? По словам автора, получается, что труженики Молдавии сами себя освободили. Взяли дубинку и веник и сбросили ярмо эксплоатации. Как легко это произошло!
Но автор опять грешит против истины и грубо извращает историческую правду. Бессарабию освободила героическая Советская Армия. Ей, великому русскому народу, славной большевистской партии, родному товарищу Сталину молдавский народ будет вечно благодарен за свободу и счастье, которые ему принесла советская власть. К сожалению, плоды подлинно-народной советской власти тов. А. Лупан так и не увидел. Он не показал новую жизнь и самоотверженный труд советских людей, их животворный патриотизм, горячую любовь к Родине, беззаветную преданность делу Ленина-Сталина, готовность преодолеть любые трудности на пути к коммунизму.
"Показать эти новые качества советских людей, - говорил тов. Жданов в своем докладе о журналах "Звезда" и ."Ленинград", - показать наш народ не только в его сегодняшний день, но и заглянуть в его завтрашний день, помочь осветить прожектором путь вперед - такова задача каждого добросовестного советского писателя. Писатель, не может плестись в хвосте событий, он обязан идти в передовых рядах народа, указывая народу путь его развития".
Автор сборника не только не заглядывает в завтрашний день, но не видит и сегодняшний день в его типичных проявлениях, показывает нашу действительность в кривом зеркале. Такое изображение жизни нынешнего молдавского села, какое дает А. Лупан, принижение величия побед Советской Армии, отступление от правды в освещении важных исторических событий противоречит принципам социалистического реализма и, может быть, помимо воли писателя дает пищу враждебным нам буржуазно-националистическим элементам.
Судя по содержанию этого сборника, тов. А. Лупан еще недостаточно усвоил идейно-политические задачи советских писателей. "Руководствуясь методом социалистического реализма, добросовестно и внимательно изучая нашу действительность, стараясь глубже проникнуть в сущность процессов нашего развития, писатель должен воспитывать народ и вооружать его идейно. Отбирая лучшие чувства и качества советского человека, раскрывая перед ним завтрашний его день, мы должны показать в то же время нашим людям, какими они не должны быть, должны бичевать пережитки вчерашнего дня, пережитки, мешающие советским людям идти вперед" (А. Жданов). Не выполняя этих требований, нельзя стать настоящим советским писателем, твердо стоящим на позициях большевистской партийности литературы, на позициях коммунистической идеологии.

*) А. Лупан. Поезий (Стихи). Госиздат Молдавии, Кишинев. 1947 г. Цена 4 руб. 60 коп.




See also:
- Documente -> Polemici -> Documente din "Groapa" - mapă aparte, selectată de Andrei Lupan -> Proiectul hotărârii adunării generale a scriitorilor şi procesul verbal (discursuri pe marginea articolului "În oglinda strâmbă" /rus. "V crivom zercale"/)
Participants : Lupan Andrei - scriitor, preşedinte al Uniunii Scriitorilor din Moldova(1946-1955; 1958-1961), Ciobanu Ivan Dmitrievici - scriitor, filolog, director al In-tului de istorie, limbă şi lit. (1946-52), rectorul Institutului Pedagogic din Chişinău(1952-56), Rugina Vadim - lector superior la Universitatea din Chişinău, Istru Bogdan - scriitor, Săpunaru Z. - critic literar, Bucov Emilian - scriitor, Trubeţcoi Boris - istoric literar şi pedagog rus din Moldova, Darienco Petrea - scriitor, Corneanu Leonid - scriitor, Balţan Iosif - scriitor, Portnoi Ramil - critic literar, Ponomari Fiodor - scriitor, Barjanschi Iurie - poet şi traducător, Galiţ V. - scriitor
- Documente -> Polemici -> Articole, extrase, procese verbale... -> Scrisoare către A. Lupan cu îndreptăţiri din partea lui V. Rugină
Author : Rugina Vadim - lector superior la Universitatea din Chişinău
Recipient : Lupan Andrei - scriitor, preşedinte al Uniunii Scriitorilor din Moldova(1946-1955; 1958-1961)